Архитектура
гиперссылок
В последние несколько лет гиперссылка стала неотъемлемым элементом любого
веб-сайта. Сложно себе представить электронный документ, который не был
бы пронизан многочисленными гиперсвязями. Вместе с тем, немногие помнят
те времена, когда отсутствие унифицированной системы представления гипертекстовых
ссылок считалось камнем преткновения в развитии любого электронного проекта.
Однако, несмотря на некую универсальность гиперсвязей, мы часто забываем
о том, что URL - это не просто способ переадресации пользователя к тому
или иному Интернет-ресурсу. Ссылки также выступают в качестве коммуникационного
средства, помогая пользователям ориентироваться в строении и содержании
веб-сайтов, разъясняя им назначение различных функциональных возможностей,
присутствующих на сайте.
Эдвард Тафте (Edward Tufte) в своей книге "Визуализация информационных
данных" ("The Visual Display of Quantitative Information") упоминает необоснованную
символьную насыщенность многих информационных элементов, выполняющих коммуникативную
функцию по отношению к пользователю. В настоящее время преобладающее большинство
гиперссылок выглядят именно так: бесконечные запросы всевозможных параметров,
способных удовлетворить любопытство технического специалиста, но отнюдь
не простого посетителя вашего веб-сайта.
В те времена, когда каждой учетной записи соответствовал конкретный файл
или директория, расположенные на веб-сервере, мы давали им понятные, читабельные
имена, например, products.html или bookcover.jpg. Прежде
всего, это было сделано для нашего собственного удобства: при необходимости
анализа файловой системы веб-сервера или поиска нужных документов мы ориентировались
по алфавитному списку, легко находя в длинном перечне существующих файлов
необходимый документ.
Такая практика со временем выявила еще одну положительную сторону - на
этот раз для самих пользователей: по понятным гиперссылкам они имели возможность
представить, куда приведет их URL в пределах исследуемого веб-сайта.
Вопрос "понятности" гипертекстовых ссылок обсуждается давно и весьма активно.
К примеру, многие базы данных не позволяют присваивать файлам читабельные
имена, зато заметно выделяются своей эффективностью и функциональностью.
Именно последнее преимущество считается основополагающим в аспекте спора
насчет понятности адресов URL.
Вот некоторые из примеров подобных нечитабельных гиперссылок:
http://www.globeandmail.com/servlet/ArticleNews/PEstory/TGAM/20020909/
RVCRR/Business/business/business_temp/2/2/5/
Это был пример указания адреса URL на сайте "Globe and
Mail". А вот как представлены те же гиперсвязи на том же сайте, возвращенные
пользователю внутренней поисковой системой:
http://www.globeandmail.com/servlet/
GIS.Servlets.HTMLTemplate?current_row=3
&tf=tgam/search/tgam/SearchFullStory.html
&cf=tgam/search/tgam/SearchFullStory.cfg
&configFileLoc=tgam/config
&encoded_keywords=dvd&option=
&start_row=3&start_row_offset1=
&num_rows=1&search_results_start=1&query=dvd
Разумеется, не все сотрудники проекта "Globe and Mail"
могут быть повинны в таком беспорядке. Однако, среднестатистическому пользователю
будет проще простого "заблудиться" в дебрях нескончаемых точек, вопросительных
знаков и нижних подчеркиваний, присутствующих в приведенной выше структуре.
Теперь давайте сравним эти ссылки с гиперсвязями на сайтах газеты "New
York Times" и "USA Today":
http://www.nytimes.com/2002/09/09/business/media/09DEAL.html
http://www.usatoday.com/travel/news/2002/09-09-united.htm
Эти варианты тоже, несомненно, требуют корректировки, но
пользователь по крайней мере понимает, куда приведет его такая ссылка,
и даже может продиктовать ее адрес по телефону.
Другие корпоративные сайты идут еще дальше и строят адреса URL таким образом,
что пользователь не только понимает, куда приведет его такая ссылка, но
и может самостоятельно подставить другое значение в параметрах гиперсвязи:
http://www.macromedia.com/software/dreamweaver/productinfo/product_overview/
http://www.apple.com/powerbook/specs.html
http://www.adobe.com/products/photoshop/newfeatures.html
Каждая из этих ссылок включает в себя наименование программного
продукта. Обладая информацией о другом продукте компании-разработчика,
пользователь может вписать в строку запроса браузера другое имя; при этом
ссылка будет работать.
Некоторые сайты еще больше совершенствуют структуру своих гиперсвязей.
По этой причине никогда не приходится переходить из раздела в раздел на
сайте Microsoft: проблемы с Visio? Набираем microsoft.com/visio.
Нужны драйвера для новой оптической мыши? По адресу microsoft.com/mouse
вы сможете найти всю необходимую информацию. При этом набираемые пользователем
адреса физически не существуют, а просто переадресовывают на страницу
с искомой информацией.
Соответственно, происходят следующие редиректы:
microsoft.com/visio
—» http://www.microsoft.com/office/visio/default.asp
microsoft.com/mouse
—» http://www.microsoft.com/hardware/mouse/default.asp.
Такой подход к организации системы гипертекстовых связей не является нововведением
корпорации Microsoft: подобная переадресация встречается на многих других
сайтах.
В завершение хочется заметить, что некоторые разработчики утверждают,
что в мире высоких технологий анализ архитектуры адресов URL - прерогатива
вычислительных машин, недоступная обычному пользователю. Но в нашем несовершенном
мире пользователи зачастую зависят от структуры гиперссылок, выполняющих
роль ключевых моментов в процессе перехода по разделам веб-сайта. Системы,
не принимающие во внимание поведение пользователя, заведомо теряют в их
лице потенциального сторонника, потребителя, клиента или партнера. Поэтому
вопрос разработки интуитивно понятных пользователю гипертекстовых архитектур,
согласующихся с мышлением обычных людей, остается на сегодня одним из
наиболее важных и актуальных тем в мире ИТ.
Автор статьи: Алексей Петюшкин
Матерал сайта: getino.ru
В раздел "Юзабилити и навигация"
| В раздел "Статьи" |
Наверх страницы  |